
Когда слышишь 'оптовые поставщики для автосалонов', многие представляют себе склад с бесконечными рядами машин и стандартные контракты. На деле же это постоянный анализ: какие модели действительно пойдут в конкретном регионе, как работать с растаможкой, и почему прямой контракт с заводом — не всегда панацея.
В 2022 году мы заключили договор с корейским производителем, ориентируясь на громкое имя. Но выяснилось, что их логистика не адаптирована для поставок в Сибирь — машины шли через Владивосток с тремя перегрузками, что съедало всю маржу. Пришлось разорвать контракт, хотя предоплата уже ушла.
Сейчас смотрю на наличие региональных хабов. Например, у ООО Чунцин Цзиньюй Импорт и Экспорт Трейд логистические узлы в Цзянсу и Синьцзяне — это разгружает таможенные очереди на казахстанской границе. Но нужно отдельно проверять, как они работают с Уралом: в прошлом году там были задержки из-за новых требований по сертификации.
Важный нюанс — поставщик должен сам вести мониторинг изменений в техрегламентах. Мы как-то получили партию, которая не проходила по обновленным нормам выхлопа Евро-5, пришлось продавать со скидкой 40%.
С https://www.yandexcars.ru сотрудничаем с прошлого года. Их филиал в Камбодже оказался удобным для реэкспорта в ЕАЭС — там проще документы на праворульные модели оформлять. Но есть тонкость: они часто меняют комплектации в середине года, не предупреждая дилеров. Пришлось научиться прописывать в контрактах жёсткие условия по уведомлениям.
Из плюсов — у них есть предпродажная подготовка под российские ПТС. Это экономит 2-3 дня на каждом автомобиле. Хотя зимой были нарекания по антикору: в партии для Новосибирска на некоторых кроссоверах плохо обработаны скрытые полости. Пришлось делать дополнительную обработку уже здесь.
Сейчас тестируем их программу по поставке электромобилей. Батареи нормально переносят морозы до -25, но с зарядными станциями возникла заминка — адаптеры не подходили к нашим сетям. Сейчас совместно разрабатываем универсальное решение.
Основная головная боль — согласование ж/д накладных. Даже при отлаженной схеме бывают простои из-за карантинных проверок. В прошлом месяце 12 автомобилей Chery простояли 17 дней на станции Актогай — не хватало одного штампа в сертификате.
Морские перевозки через Владивосток стабильнее, но там нужно закладывать +14% к стоимости из-за портовых сборов. К тому же зимой конденсат в трюмах — приходится сразу отправлять машины на ребейзинг.
Сейчас пробуем комбинированные маршруты через Иран — но это требует отдельных лицензий. ООО Чунцин Цзиньюй предлагают такой вариант, но пока нет кейсов по срокам доставки.
Работая с поставщиками новых автомобилей оптом, мы перешли на эскроу-счета после неприятного случая с предоплатой 80%. Поставщик из Гуанчжоу обанкротился, и вернуть удалось только 30% через суд в Китае — процесс занял 11 месяцев.
Сейчас используем поэтапную оплату: 30% при заказе, 50% после отгрузки с завода, 20% после прохождения таможни. Для постоянных партнёров типа Цзиньюй иногда даём 45/55 — они дорожат репутацией.
Отдельно страхуем валютные риски. В прошлом квартале из-за скачка юаня против рубля наша маржа на партии Haval сократилась с 18% до 7%. Теперь фиксируем курсы на момент заключения контракта.
Большинство китайских производителей поставляют машины с 'голой' комплектацией. Мы дополнительно устанавливаем подогревы сидений, вебкасты для ЭРА-ГЛОНАСС, иногда меняем акустику — особенно для моделей Changan и Geely.
Сложнее с гарантией — официальная гарантия от ООО Чунцин Цзиньюй Импорт и Экспорт Трейд действует только при обслуживании у их партнёров, а сеть пока покрывает лишь крупные города. Приходится заключать субгарантийные договоры с местными СТО.
Сейчас ведём переговоры о создании сборочного цеха в Казахстане — это позволит снизить пошлины на 15% и быстрее адаптировать машины под наши требования. Но нужны инвестиции в оборудование для установки дополнительного оборудования.
Спрос на китайские SUV продолжает расти, но появилась конкуренция с подержанными корейскими моделями. Клиенты часто сравнивают новый Chery Tiggo 8 с 3-летним Hyundai Santa Fe по сопоставимой цене.
Намечается бум на коммерческий транспорт — особенно электробусы и грузовики малой тоннажности. https://www.yandexcars.ru уже анонсировали поставки электрических фургонов Dongfeng, но пока нет данных по их эксплуатации в морозы.
К 2025 году ожидаем появления 4-5 новых китайских брендов в среднем ценовом сегменте. Уже сейчас ведутся переговоры о дистрибуции марок Voyah и Zeekr — но нужно оценивать риски по сервисному обслуживанию.
Начинать лучше с узкой специализации — например, только коммерческий транспорт или исключительно премиум-сегмент. Мы наступили на эти грабли, когда пытались одновременно работать с грузовиками Howo и легковыми BYD.
Обязательно личное знакомство с представителями завода. В Китае до сих пор решают многие вопросы через гуаньси — связи. Без этого можно столкнуться с задержками поставок 'по техническим причинам'.
И главное — нужно постоянно мониторить изменения в законодательстве. В прошлом году новые правила утилизационного сбора сделали нерентабельным ввоз машин с объёмом двигателя свыше 2.5 литров — мы вовремя переориентировались на гибриды.